"Звенигород" – несостоявшийся центр, нашедший одобрение и даже восхищение у огромного количества специалистов, но в то же время не устроивший главного человека – бывшего президента футбольной федерации Виталия Мутко, решение которого и определило будущее этого проекта
Пожалуй, рассказывать о том, что собой представляет национальный центр футбола не стоит – об этом редакцией "Rusfootball.info", а также мной лично было с десяток раз написано. Благодарен журналистам портала за подготовленные статьи о легендарных центрах "Коверчиано" и "Клэрфонтэн" и предоставленную мне возможность оценить проект "Бронницы", ставший одним из приоритетов действующего главы РФС Сергея Фурсенко. Нынешней статьёй мне бы хотелось завершить этот, если позволите, цикл материалов о футбольных центрах на страницах сайта.
Итак, "Звенигород" – несостоявшийся центр, нашедший одобрение и даже восхищение у огромного количества специалистов, но в то же время не устроивший главного человека – бывшего президента футбольной федерации Виталия Мутко, решение которого и определило будущее этого проекта. Комитет РФС и рабочая группа, которые под моим руководством и в содействии с помощником президента РФ Аркадием Дворковичем занимались продвижением идеи строительства центра, были фактически обездвижены министром спорта в заключительной стадии – когда для начала строительства требовалась лишь "отмашка" Мутко в виде решения исполкома РФС.
Но Виталий Леонтьевич, известный своим эгоцентричным подходом в ведении дел, вместо этого решил отмахнуться от инициатив Комитета (между прочим, подразделения РФС). Впрочем, рассуждать о тлетворном влиянии Мутко здесь ни к чему – о препонах, созданных Виталием Леонтьевичем за эти годы, более-менее подробно уже изложено в статье "Бронницы". "Мутный" проект министра Мутко".
Хотя, признаюсь, вся эта история с министром в какой-то мере мне помогла – она раскрыла истинное лицо большинства отечественных специалистов, чьи намерения в этом предприятии изначально известны не были. Розги с Мутко показали, кто готов идти до конца ради своего вида спорта, отстаивая интересы отечественного футбола перед высшей властью даже с учётом риска попасть к этой самой власти в опалу, а кто просто стремится занять удобную для себя позицию и не гнушается ради "места под солнцем" заниматься угодничеством.
Ввиду наличия собственных принципов – как жизненных, так и корпоративных, – называть вам фамилии этих господ я не стану. Уж извините, но уподобляться нашим маргинальным горе-специалистам мне не по нутру.
Однако готов заверить: с приходом в РФС компетентных и порядочных людей вам эти имена станут известны – потому как подле руководства вы их уже не увидите; там будут находиться профессионалы с чёткой жизненной и рабочей позицией, а не обычные холуи-полузнайки.
Но – вернёмся к национальному футбольному центру. Итак, что же побудило меня к строительству центра футбола для сборных команд страны? Дело в том, что центры, как наверняка известно следившим за перипетиями прошедших выборов в президенты РФС читателям, – основополагающая идея моей предвыборной программы. Она включала в себя строительство национального, девяти межрегиональных и 50 региональных центров. Такая форма "скелета" футбольного хозяйства, где национальный центр являет собой мозг, а межрегиональные и региональные – органы действия, позволяет развиваться футболу в ряде стран – Италии, Испании, США, Франции...
Первые шаги на пути формирования этого "организма" сделала и британская федерация, затеявшая строительство национального центра футбола в Англии в 60 км от Лондона, – в Бартоне. Да что там Англия, даже Федерация футбола Узбекистана уже имеет современный центр сборных команд и подготовки специалистов – тренеров, физиотерапевтов, судей! И должный результат на первых порах получен.
Сборная этой страны, как и другие представители постсоветского пространства, на чемпионате мира в ЮАР не квалифицировалась, однако её делегат там всё-таки побывает – первый матч мундиаля доверено судить узбекскому арбитру Ирматову. Для сравнения – российских имён нет даже в предварительных судейских списках на чемпионат мира 2018 года! Для такой страны, как Россия, это, безусловно, провал.
По части инфраструктуры футбольная Европа, выражаясь легкоатлетическим сленгом, опережает нас уже не на один круг – в той же Германии, которая видится многим экспертам-демагогам нашим главным конкурентом за право входить в европейскую элиту футбола, существуют четыре центра, соответствующие критериям национального, и 350 (!) – земельных, окружных и местных.
Причём каждый тамошний центр в среднем получает ежегодные госсубсидии на земельном и окружном уровнях в размере миллиона евро. Но самое примечательное, что в таких "цветочных" условиях (до которых россии как до чемпионства в 2018 году) идёт жесткая полемика между главным тренером сборной Лёвом и генменеджером немецкой ассоциации Бирхофом с одной стороны и её президентом Цванцигером – с другой. Тренерский штаб настаивает на создании единого национального центра в одном месте, что должно значительно усилить эффект от работы всех сборных команд.
В нашей же стране, как видится, намечаются "стычки" посерьёзнее: вскоре наставник сборной России Адвокат в жесточайшей схватке сцепится с президентом РФС Фурсенко за право решить, где будет проживать (видимо, место для тренировок – вопрос вторичный) национальная команда – в Новогорске или одном из центральных отелей Москвы.
Думаю, букмекерским компаниям выпору принимать ставки – шансы у обоих "трудоголиков, работающих 24 часа в сутки" на успех в этой партии равны.
Естественно, работа всех центров (от национального до региональных) ведётся по общим планам – и задаёт один вектор развития футбола. Однако на каждом уровне решаются свои задачи. В национальном центре – это задачи повышения эффективности подготовки всех сборных к международным соревнованиям, организация обследований футболистов национальной команды, создание научно-методического "полигона" для подготовки и переподготовки специалистов в сфере футбола, осуществление пропаганды футбола и описание его истории в рамках музея.
Именно национальный центр является своеобразным законотворческим органом, где лучшие специалисты страны составляют необходимые программы для своих межрегиональных и региональных "младших братьев". Таким образом, все регионы подчиняются единым стандартам подготовки – выстраивается чёткая футбольная вертикаль.
К сожалению, эта очевидная система развития футбола, практикующаяся в ведущих футбольных державах, на последних выборах президента РФС не особо заинтересовала участников Конференции (среди которых было порядка 80 региональных представителей).
Что ж, приходится констатировать: в наше время 90 человек из ста ради собственного материального благополучия готовы пожертвовать развитием футбола в своём регионе и закрыть глаза на программу развития футбола, о нехватке которой то и дело эти самые "региональщики" заикаются во время досужих разговоров.
Задачи национального центра футбола:
* Учебно-тренировочные сборы сборных команд России по футболу;
* Этапные, текущие и оперативные обследования футболистов;
* Анализ игровой и тренировочной деятельности (игры и тренировки
национальных сборных и клубных команд, в том числе будущих
соперников);
* Работа комплексной научной группы сборных команд России;
* Обучение тренеров на категории PRO, А и В. Обучение специалистов
- работников Комплексной научной группы, Премьер-Лиги и Профессиональной футбольной лиги, а также специалистов Центрального Федерального Округа, работающих в футболе;
* Разработка и внедрение тренировочных программ детских и юношеских команд;
* Проведение международных и российских научно-практических конференций тренеров и специалистов в области футбола;
* Подготовка и издание методических документов по проблемам футбола (как печатных, так и электронных);
* Формирование информационно-аналитического центра;
* Учебно-тренировочные сборы клубных команд.
Звенигород стал настоящим подарком судьбы (а точнее подарком губернатора Громова) для нашей рабочей группы, подыскивавшей в Подмосковье место для строительства национального центра. На тот день, да и на сегодняшний, это наиболее оптимальная территориальная точка для строительства футбольного комплекса.
Звенигород расположен в 46 км от столицы. В качестве справки: он входит в список исторических городов федерального значения, его центр и окрестности насыщены памятниками археологии, истории, архитектуры.
Прекрасные природные условия и сохранившиеся историко-архитектурные памятники изначально предопределили его назначение в качестве туристического и оздоровительного центра. В границах Звенигорода расположены 19 различных учреждений отдыха: санатории, дома отдыха, пансионаты, детские оздоровительные лагеря. Но всё это, конечно же, факторы не ключевые.
Чего не скажешь о внешних связях города – они осуществляются по федеральной автодороге Малое Московское Кольцо (участок между Рижским и Минским шоссе), территориальной автодороге, Большому Кольцу, а также по Московской железной дороге. Среднее время в пути от центра Звенигорода до МКАДа – 35 минут, до Среднего транспортного кольца – 40 минут, до "Лужников" – 45 минут.
Сборная, как правило, играет в год порядка семи домашних игр, пять из которых приходятся на выходные дни, а именно на субботу. В таком случае время в пути до стадиона "Лужники" занимало бы не более 55 минут (не в пример двухчасовому путешествию, которой игрокам сборной предстоит из "Бронниц").
Кроме того, с возведением стадиона "Спартак" в Тушино, который наверняка тоже не раз примет национальную команду, у сборной появился бы ещё один кратковременный маршрут – на 30 минут.
Как известно, в центре, по нашим планам, должны были работать порядка 100 специалистов – преподавателей, тренеров, врачей, инструкторов, – и около 120 человек обслуживающего персонала. Разумеется, оказать лишь всестороннюю поддержку по обеспечению комфортных условий для работы сотрудникам мало – необходимо предоставить и жилые квартиры для преподавателей футбольной науки. Мною был оговорён и этот пункт с руководством правительства Московской области, а также с мэром Звенигорода Леонидом Ставицким.
Звенигород, надо заметить, уделяет большое внимание развитию физкультуры и спорта: там базируется гандбольный клуб Суперлиги АНО "Звезда", а кроме того, администрацией города построено современное здание Училища олимпийского резерва по игровым видам спорта. Также функционирует дворец спорта "Звезда" с универсальным игровым залом и бассейном на шесть дорожек, а в стадии строительства находится спортивный комплекс Национальной академии дзюдо с гостиницей для спортсменов на 250 мест. На территории же средней школы N1 построен спортивно игровой зал "Орленок" и завершается строительство футбольного поля с подогревом и трибунами на 1000 зрителей. Так что город Звенигород является – и это соответствует статистическим заключениям – одним из лидеров по числу занимающихся спортом.
Неудивительно, что правительством области, согласившимся выделить под футбольные нужды в этом городе участок земли стоимостью 40 млн долларов, Звенигород рассматривается как рекреационная зона развития спорта, туризма и культуры. К сожалению, главе органа, которому поручено всячески поддерживать и поощрять такие начинания, этот проект интересен не был. Ну не может же быть всё так однозначно? – справедливо спросит всякий любитель футбола.
Представляю себя сторонним наблюдателем – и задаюсь схожим вопросом: "Не мог же один человек поставить крест на всём?" Увы, ответ неутешителен – мог. Министр спорта Мутко в вопросе строительства национального центра был категоричен – и ни при каких обстоятельствах не желал выносить инициативу Комитета на исполком РФС.
Стоимость центра, по оценкам специалистов в области спортивного строительства, колась в районе 70 млн долларов. Снизить сумму (изначально планировалась инвестиция 120 млн долларов) позволил мировой финансовый кризис, сделавший запросы производителей стройматериалов и подрядных компаний более приземлёнными. Однако лишь цифра 70 млн могла бы вызвать Мутко неприятную гримасу на лице, если бы не одна существенная деталь: возведение центра планировалось полностью на внебюджетные средства – деньги частных и государственных компаний. Их согласие и заинтересованность в строительстве футбольной инфраструктуры посредством множества переговоров уже давно получены.
А организационно-правовая форма земельного участка меж тем предполагала, что именно РФС станет собственником центра. Для этого руководству Союза требовалось повторить путь, пройденный известными европейскими футбольными федерациями, – учредить фонд. А в попечители как раз с большей пользой для общего дела пригласить новоявленных членов исполкома – федеральных чиновников Зубкова, Иванова, Степашина, Коновалова да главу "Газпрома" Миллера. Впрочем, всё это – предмет обсуждений, поиск компромиссов… Однако тогдашний президент РФС Мутко был больше увлечён другими обсуждениями – о полях и контракте Хиддинка.
А его последователь Фурсенко выбрал свои темы для диалогов с обществом – победа на чемпионате мира, "Кодекс чести" и условия работы Адвоката… Что ж, последователь Фусенко лихо продолжает дело предшественника Мутко. Ну последователь-то известен, а какие теперь будут последствия?
Алишер Аминов, президент "Фонда развития футбола"
P.S. За участие в создании проекта "Звенигород" благодарю: Губернатора Московской области Б.В. Громова, бывшего первого зампреда правительства Московской области А.В. Горностаева, мэра города Л.О. Ставицкого, руководителя компании "Магнум" (составителя проекта) А.В. Орлова и др.
Источник: www.rusfootball.info