Матчи Скрыть

Крылья для Карпина

Крылья для Карпина Наставнику «Спартака» в прошлом сезоне удалось, казалось бы, невозможное, он вытащил команду с восьмого места и сделал её серебряным призером чемпионата. Но уже осенью 2009 было очевидно, что не всё так гладко в «Спартаке». Этот материал о том, чем сегодня живет московский клуб.

Болельщики любого клуба независимо от его турнирных задач всегда требуют большего. Наверное, в этом и есть прелесть футбола, жить надеждой на успех, ждать больших побед. Но для тех команд, где победы не предел мечтаний, а нормальная практика, многое обстоит иначе, требования всегда повышенные.

«Спартак» является абсолютным лидером среди всех российских клубов по числу побед в чемпионате, его история корнями уходит в первенства СССР, где достижений еще больше. Поэтому долгие годы, каждый, кто надевал майку клуба или становился у руля команды обязан был быть специалистом топ-уровня.

В последние десять лет в отечественном футболе многое изменилось. Прежде всего, изменилась сама структура футбольных клубов, менеджмент, психология владельцев, тренеров и игроков. Весь наш футбол превратился в одну большую бизнес империю, причем слепленную кусками и наспех. До сих пор нет четких правил, по которым футбольное сообщество должно сосуществовать, РФС фактически оторван от клубного футбола.

Для абсолютного большинства футболистов понятия «клуб», «команда» давно прекратили существовать, на первом месте стоят условия контракта и сумма, которую владельцы готовы платить. Как только один из клубов терпит бедствие, его футболисты косяками начинают ходить по командам Премьер-Лиги в поисках работы.

Не очень приятно об этом говорить, но в своем современном виде «Спартак», ЦСКА, «Динамо», «Зенит» да и другие команды уже давно перестали быть тем, чем были изначально. При всем уважении к мастерству таких игроков как Данни, Веллитон, Вагнер Лав да и многих других российских футболистов их никак не назовешь патриотами своих клубов. Такова сегодняшняя реальность – сущность футбольного клуба определяют деньги и те, кто эти деньги даёт.

В этой связи роль тренера, как фигуры объединяющей игроков в коллектив, заметно ослабляется. Давайте вернемся в девяностые, тогда главный тренер команды высшего дивизиона был определяющим человеком, его мнение имело первостепенное значение. Сейчас этого нет ни в одном клубе Премьер-Лиги. Появились специальные отделы и должности, в штате каждого клуба есть люди, которые определяют селекцию. При этом декларируется, что мнение тренера учитывается и вся селекционная политика ведется под него, однако на практике этого не происходит.

Кто-то может возразить и скажет, что это даже лучше, когда разные люди осуществляют отдельные части футбольного процесса, повышается профессионализм, растет качество работы. Это было бы так, если бы все кто в процессе участвует, имели бы единую цель – как вариант, победа команды в чемпионате. Но на практике всё обстоит совершенно по-другому. Люди, подыскивающие и приобретающие футболистов, имеют свои личные цели, и сколько бы ни говорилось о том, что это не так, суть не поменяется.

Все ведущие российские команды являются вотчинами крупных компаний, через низ прокачиваются миллионы долларов, при этом эффективности работы этих денег пока не видно. Мы настолько далеки от общепринятых европейских стандартов в этих вопросах, что, кажется, мы уже никогда не исправим ситуацию.

Любой тренер, приходящий в московский «Спартак», изначально знает, что при первом же проколе его совершенно спокойно могут убрать. Причем имя и регалии не будут иметь значения. Только за последние годы в стане красно-белых потеряли работу Невио Скала, Александр Старков, Владимир Федотов, Станислав Черчесов, Микаэль Лаудруп. Два отечественных специалиста и два иностранца.

За эти годы «Спартак» уже столько раз становился вторым, что это стало причиной насмешек со стороны болельщиков других команд. Тут две стороны медали, регулярное нахождение в числе призеров говорит о стабильности, но отсутствие конкретных побед говорит об определенных недоработках. Когда до цели остается пару очков, есть смысл задуматься, что именно не позволило сделать еще один шаг.

Причины большинства спартаковских неудач кроются в кадрах. Из-за ошибок конкретных игроков зачастую и терялись важные очки, которые в конце сезона могли бы стать золотыми. За эти годы Леонид Федун вложил в свой проект порядка четырехсот миллионов долларов. Эти колоссальные средства, так и не стали золотыми.

К фигуре владельца клуба всегда много вопросов у болельщиков. То не сделал, этого не купил. Выходит, что чуть ли не во всех бедах виноват именно Леонид Арнольдович. На самом деле, всё обстоит не совсем так, хотя определенные просчеты у Федуна были. Но год за годом он набирался опыта и специфических футбольных знаний, в итоге сумев вывести клуб на прибыльность, чего нет пока ни у кого в Премьер-Лиге.

Безусловно, определенная практичность в действиях спартаковского босса присутствует, он не готов сорить деньгами, а потому большинство возможных приобретений им блокируется. Разговоры про чистый чек это беседы ни о чем. Реальность такова, что финансовую политику клуба по-прежнему определяют те люди, которые изначально этим занимались.

Со сменой на посту генерального директора клуба Сергея Шавло на Валерия Карпина многое изменилось. В отличие от своего предшественника Валерий Георгиевич получил больше полномочий и вариантов для маневра, но всю полноту власти он также в свои руки не взял, точнее сказать, ему не дали. Мало кто об этом знает, но первое за что Федун стал ценить Карпина, это сэкономленные с ходу 600 000 долларов.

Может быть, это и не такая уж большая сумма в масштабах расходов «Спартака», но тут важен сам подход, нашел способ сохранить деньги в малом – получится сделать также и в большом. Данный принцип до сих пор лежит в основе работы Карпина на посту генерального директора клуба. Во многом из-за такой схемы расходования средств и политики выплаты зарплат Карпин, как тренер, испытывает определенные кадровые проблемы.

Перед стартом сезона сразу шесть команд выразили готовность бороться за золотые медали. Как мы видим, пока ни у кого из этой шестерки нет четко поставленной игровой схемы и стабильности. Но если «Зенит» и ЦСКА чувствуют себя весьма комфортно, находясь в числе тройки лидеров, то «Спартак» конкретно забуксовал и от поставленной цели заметно отдалился.

Сейчас многие задаются вопросом, а в чем причина неудачного старта команды? При этом ответ лежит на поверхности. Нынешние проблемы команды начались еще в прошлом году, когда в период дозаявок питерский «Зенит» на деньги госмонополии выдрал из основы красно-белых Владимира Быстрова. Потеря этого игрока привела к серьезным проблемам на правом фланге.

Если с Быстровым в составе «Спартак» играл в скоростной футбол и на правом фланге защитники не знали за кем смотреть в первую очередь –Алексом или Быстровым, то с уходом последнего всё кардинально изменилось. Во-первых, упала общекомандная скорость, а также выход из обороны в атаку. Во-вторых, найти равноценную замену так и не удалось.

Казалось бы, Быстров с его слабым ударом и ошибками в передачах не такой уж и ключевой игрок в составе «Спартака», но практика показала, что ни Баженов, ни Ибсон, ни Саенко так и не смогли занять по праву позицию Владимира. И если вторую часть сезона 2009 «Спартак» доиграл во многом на том, что раскрылись Яковлев, Жано и Макеев, то в нынешнем году добавились проблемы с их готовностью.

Условно говоря, «Спартак» - 2009, был командой с крыльями, играл в быстрый атакующий футбол и отличался хорошей результативностью. В отличие от того «Спартака», нынешний инертен и в атаке откровенно слаб. Скидки на плохие весенние поля и определенные кадровые проблемы не заслуживают внимания, другие команды играют в таких же условиях.

Для решения текущих проблем Карпину необходимо как можно быстрее ввести в строй фланговых игроков. Но ситуация такова, что Баженов, Саенко и Майдана пока не восстановились полностью от травм, а Жано и Яковлев не набрали оптимальную форму. Можно было бы докупить пару легионеров, но и тут, как говорится, палка о двух концах. С одной стороны было бы неплохо усилится, с другой, а что делать тем кто есть в ближайшей перспективе?

Сказать, что Карпин вопросом не занимался, будет неправильно. Он всё знает не хуже тех, кто ему советует, но, допустим, купить Риеру с зарплатой выше чем у Алекса – это означает внести раскол в команду. А игроков нужного уровня с российским паспортом вообще считай, нет, а те кто есть в «Спартак» не пойдут.

Если копнуть глубже, то становится очевидной связь нынешних проблем «Спартака» с проблемами ЦСКА образца 2006 года. Тогда в стане армейцев по финансовым соображениям собрали большую бразильскую диаспору. В итоге команда разделилась на бразильцев и не бразильцев, на поле это выражалось настолько, что даже и говорить нет смысла, всё итак очевидно.

В прошлом году «Спартак» уверенной поступью двинулся в том же направлении, и в этом году также уверенно наступил на грабли оставленные Валерием Газзаевым. В сегодняшнем «Спартаке» бразильский ромб играет сам по себе. Причем игра это откровенно низкого качества. Причин тому несколько, прежде всего, это потенциал того же Арии или Ибсона, сегодня очевидно, что до уровня Алекса или Веллитона оба их соотечественника не дотягивают.

Покупка именно бразильцев объясняется финансовыми аспектами. Игрок из Европы стоит на порядок дороже, поэтому на дешевом бразильском рынке нет проблем подыскать футболиста на определенную позицию. Другой вопрос, а что в итоге получает российский клуб? Не секрет, что большинство бразильцев и аргентинцев в России не заиграло, а если сравнить количественно, то статистика вообще выглядит печально.

Единственный выход из ситуации, это подготовка своих воспитанников, благо спартаковская школа лучшая в стране и каждый год выдает всё новые таланты. Но так как достаточной игровой практики молодые игроки не получают, то их самая реальная перспектива – уйти в аренду, что собственно говоря и происходит.

Такая политика выгодна клубу, так как позволяет зарабатывать неплохие деньги и покрывать большую часть расходов. При этом команда наоборот страдает, так как полностью зависит от легионеров и их настроения. К тому же «варяги» наносят ощутимый урон казне клуба. Можно, конечно, перейти на покупку более качественных и соответственно дорогих игроков, но в нынешних условиях это нереально. Попросту говоря, такие приобретения не отобьются.

В итоге Карпин-тренер оказывается заложником Карпина-гендиректора. Парадокс? Отнюдь, нет. В реальном мире всё выстроено так, как есть. Поэтому сейчас очень многие высказывают мысль, что с одного из стульев Валерию Георгиевичу пора слезть. С какого именно? Вот это большой вопрос.

На фоне нынешних проблем «Динамо», отчетливо видно, как взаимосвязаны вложение денег и итоговый результат. Точнее даже сказать не итоговый результат, а текущий результат. Все предыдущие достижения Андрея Кобелева остались забыты, ему сказали спасибо и показали на дверь. Не хотелось бы, увидеть подобное в отношении Карпина. Всё же он многое сделал для клуба и для команды и работает с душой, переживая за результат.

Предыдущий опыт того же «Динамо» показывает, что кардинальные перестановки в составе и на тренерском мостике не приносят сиюминутных результатов, а в перспективе ведут к потере командой статуса (практически все ведущие российские тренеры поработали с «Динамо», в итоге команда чуть не покинула Премьер-Лигу).

Карпину надо дать работать. Очередная смена тренера под текущую коньюктуру лишь усугубит существующие проблемы. Кто бы, не встал у руля команды Месси ему не купят, а, значит, придется вновь выводить на нужный уровень Майдану, Баженова, Саенко, Яковлева и других игроков. Валера вводил команду в сезон, ему его и заканчивать, с каким бы результатом он его не завершил. По крайней мере, он будет нести полноту ответственности за свои действия.

Впереди очень непростой выезд в Пермь, где, возможно, решится тренерская судьба Карпина, поэтому хотелось бы накануне пожелать Валерию Георгиевичу удачи и поддержки, а болельщикам надо набраться терпения…

Михаил Иванов.

Поделиться новостью в Телеграмм Поделиться новостью во Вконтакте Поделиться новостью в WhatsApp
Публикация:
Нашли ошибку в статье?
Напечатать
| 117
  • Нравится
  • +411
  • Не нравится