Давайте разберемся, и посмотрим, справедлива ли критика в адрес Кержакова. Начнем с главного. С голов. За этот сезон «Зенит» забил 7 мячей (5 в чемпионате и 2 в кубке России). Кержаков не забил ни одного. Статистика говорит о полном провале нападающего сборной России. Кержаков в 5 матчах не забил ни одного гола. Если посмотреть на предыдущие сезоны форварда, то большинство своих мячей он забивал командам, которые были ниже классом. Так в прошлом сезоне он поразил ворота лишь одной команды из первой шестерки – «Локомотива». Впрочем, может быть его функция на поле в матчах с такими командами несколько иная? Давайте посмотрим на голы, забитые «Зенитом», и посмотрим, какова в них роль Кержакова.
Из семи забитых мячей 3 были забиты со стандартов. В них Кержаков участвует в меньшей степени в силу своего небольшого роста. В остальных же четырех мячах он участвовал непосредственно. В матче с «Крыльями» именно Кержаков увел защитника, который мог перекрыть Данни, когда португалец забивал гол. В матче с «Динамо» все происходит аналогично. Двое защитников присматривают за Кержаковым и именно поэтому не успевают накрыть Данни. В матче с «Волгой» тот же фокус проходит с Быстровым. Защитник слишком поздно переключает свое внимание с Кержакова на Быстрова и не успевает накрыть того в момент удара. Ну и, наконец, в матче с «Локомотивом» именно Кержаков благодаря своему рывку в центр штрафной сделал коридор для паса Лазовича на Быстрова. Получается волне интересная модель, в которой Лазович исполняет зачастую роль распасовщика с фланга, Кержаков путает защитников, а Быстров и Данни забивают мячи.
Вероятно, через некоторое время защитники станут меньше внимания уделять Кержакову и он, наконец, забьет. Впрочем, для «Зенита», возможно, было бы лучше продолжать так играть за счет «работающего наконечника копья». В атаке Кержаков играет роль «рабочей лошадки», как в весенней части Кубка УЕФА играл Файзулин. Кержаков уводит защитников, все время открывается, тем самым, высвобождая зоны для Данни, Лазовича и Быстрова. Та игра, которую показывают последние трое, во многом основана на фундаменте из Кержакова, как оборона «Зенита» при Дике Адвокате строилась на фундаменте из Тимощука. Это интересный, и довольно редко используемый в России тренерский трюк, когда форвард играет как баскетбольный центровой, не в том плане, что делает подборы, а скорее делая заслоны, уводя защитников.
В обороне Кержаков, казалось бы, играет малую роль. Все же он маленький форвард, который не ходит на стандарты к своим воротам. Но его роль в обороне несколько иная – он готовит контратаки. Вообще защитникам соперника «Зенита» всегда приходится не просто, ведь на стандарты у ворот петербуржцев нельзя приводить больше 6 человек, потому что четверо должны сторожить возможную контратаку со стороны сине-бело-голубых. Пружина атакующих игроков, состоящая в этот момент из Данни, Быстрова и Кержакова может разогнуться сразу после перехвата, а потому следить за ними должны четыре игрока обороны. Соперникам поэтому очень не просто организовывать голы со стандартов у ворот «Зенита». Плюс к этому велика роль Кержакова в том, как он цепляется за мяч.
Он, за счет укрывания мяча корпусом, дает возможность защитникам передохнуть, а партнерам по атаке подойти ближе и отыграться с ним. В матче с «Локомотивом» после замены Кержакова игра «Зенита» в атаке тут же разладилась, потому что оказалось, что Лазович не готов (возможно, из-за усталости) часто открываться в позиции чистого центрфорварда, а подуставшие Быстров и Данни не могут зацепиться за мяч. Именно с этим был связан всплеск игры железнодорожников во втором тайме матча на «Петровском».
И вот тут вырисовывается проблема – при игре с равными по классу соперниками Кержаков очень много двигается и устает около 70-й минуты. А замены ему в роли такого же моторного форварда (типа Карлоса Тевеса) нет. Вот и получается, что концовки матчей «Зенит» должен проводить на морально-волевых, а не продолжая свою спокойную игру.
Денис Гончаров
.