22 октября легендарному советскому голкиперу Льву Яшину могло бы исполниться 80 лет. В день юбилея прославленного вратаря выдающиеся футболисты середины 20-го века для "Rusfootball.info" – о жёсткости Яшина на поле и скромности в общении, о слезах на чемпионате мира в Чили и стойкости на тренировках, об отеческом отношении к одноклубникам и многом другом.
Владимир Пономарёв (футболист московского ЦСКА 1962-1969 гг.): Своё время Яшин пережил
- Впервые я познакомился со Львом Ивановичем в 1958 году – как же давно это было, – вспоминает партнёр Яшина по сборной СССР Пономарёв. – Я тогда, помнится, был приглашён в третью команду московского "Динамо", за которую выступали наши хоккеисты во главе с Евгением Папугиным. Забил много мячей в сезоне и, как следствие, был приглашён в дублирующий состав динамовского клуба. И уже там состоялось наше знакомство с Лёвой (затем я его называл именно так). Мы с ним нередко поигрывали в русский хоккей. А самый запоминающийся случай с Лёвой случился в не самый приятный момент. В Сухуми, где спарринг-матч проводили два состава "Динамо", я получил тяжёлую травму – у меня сломалась малая берцовая кость. Я валяюсь на поле, корчусь от боли, и тут Лёва подходит: "Володька, ну что у тебя?" – "Да вот нога побаливает".
– "Вставай давай, надо бы доиграть!" На следующий день выхожу на зарядку (тренерам-то и в голову не приходило, что у меня перелом – думали, икроножная мышца забилась), и только Лёва останавливает и заботливо спрашивает: "Ну что у тебя, ты в порядке?" Представьте себе, самый известный вратарь мира интересовался моим самочувствием. Было очень приятно! А что до футбола, то Лёва является легендой не только 20-го века – своё время он однозначно пережил. Сейчас вратари своими владениями пользуются не полностью – играют на ленточке ворот, периодически выходят вперёд… А он был настоящим хозяином своей штрафной площадки!
Валерий Рейнгольд (футболист московского "Спартака" 1960-1968 гг.): Принцип Яшина – бери то, что взять невозможно
- Хоть с Яшиным мы и были непримиримыми соперниками на поле – он играл за "Динамо", а я за "Спартак", – в нерабочее время мы частенько общались, – рассказывает Рейнгольд. – Хотя самые яркие воспоминания связаны непосредственно с нашей работой. Помню, однажды Яшин облачился в форму "Спартака" – мы его взяли с собой во Францию на несколько матчей. Там мы общались около двух недель и даже пару раз проживали в одном номере. Вратарь он, конечно, был выдающийся! Без всяких "но". Голкиперов такого уровня сейчас я уже не вижу, пусть футбол и разительно поменялся. Вот все сейчас действуют по принципу: бери всё, что можешь взять. А Лев всегда ставил перед собой другую задачу – бери даже то, что взять невозможно! Помимо блестящей игры в воротах, он всегда был дополнительным защитником для своей обороны.
Вот, к примеру, случай: 63-м мы играли в финале Кубка СССР с "Динамо" в "Лужниках". И тут у меня появляется отличная возможность забить – партнёры бросают мяч на ход и передо мной остаются лишь ворота да Яшин. Стоило на секунду затормозить свой взгляд на мяче, как эта "махина" всем своим весом бьёт мне в солнечное сплетение – в результате теряю сознание. Хорошо, что это произошло в штрафной – мы получили право на пенальти. Но мне ненадолго пришлось оказаться вне игры – доктора унесли за ворота. Правда, Яшин после игры, завершившейся нашей победой (2:0), подошёл со словами: "Извини меня, я не специально". Представьте себе, это сказал лучший вратарь мира 18-летнему пацану после такого обидного поражения! Вот уж где культура. А вообще если бы вы общались в то время с Яшиным, не зная о его достижениях, то вряд ли догадались бы – перед вами лучший из лучших!
Валерий Маслов (футболист московского "Динамо" 1961-1971 гг.): Для партнёров – просто Лёва
- Он был настоящим русским мужиком: добрым, отзывчивым, порой сентиментальным, – говорит даинамовец Маслов. – Долгие годы мы бились с ним бок о бок и никогда у меня не возникало сомнений в порядочности Льва Ивановича. А Львом Ивановичем он для меня был только за пределами поля – во время игр я называл его Лёвой. Константин Иванович тогда ещё возмущался: "Как так – какой он тебе Лёва?!" А я с юмором отвечал: "Так я иначе не могу – пока на поле его имя и отчество выговоришь, уже гол забьют". (Смеётся.) Яшин, несмотря на весь свой фавор, всегда был доступен. Он мне как-то звонит: "Валерий, у меня тут машина сломалась, заедешь?" Я просто опешил: "Лев Иваныч, спрашиваете тоже!" В чём была истинная сила Яшина на поле? Знаете, для ответа на этот вопрос не надо было детально разбирать его игру.
Достаточно было просто взглянуть на него во время самых сложных, самых напряжённых матчей – он был спокоен как удав, уверен в своих силах! Да, порой он пускал "пенки", совершал нелепые ошибки… Но он был обычным человеком. И великим вратарём, к которому даже близко не подходят нынешние российские голкиперы.
Владимир Маслаченко (футболист московского "Спартака" 1962-1969 гг.): Слёзы Яшина
- Мы с Лёвой всю жизнь были не просто конкурентами за место в сборной – соперниками! – рассуждает Маслаченко. – Впервые я увидел Яшина на стадионе "Динамо", куда отправился на метро на тренировку бело-голубых специально для того, чтобы понаблюдать за чудо-вратарём. Якушин, лично занимавшийся с Лёвой, прилично гонял его по площадке. И в моменты, когда вратарь по идее должен был упасть, дабы овладеть мячом, Якушин пронзительным голосом командовал: "Лёва, ноги! Работай ногами!" Вот ту-то я усёк: главное – работа ног. А все эти штампы "сыграть по-яшински на выходе" и прочее – ерунда. Почему? Да потому что не Яшин придумал, как надо играть на выходах и не он первый показал, как необходимо вводить мяч в игру руками.
У Лёвы был колоссальный потенциал, отличные вратарские качества, но нельзя забывать другого: он находился за спиной динамовских защитников – людей, составлявших оборону сборной Советского союза! Был ли он легендой? Он был потрясающе популярен во всём мире – настоящая суперзвезда! И, что удивительно, здорово нёс это бремя – никогда не был выпендрилой, всегда оставался классным компанейским парнем… Таким из наших звёзд был только он да Владислав Третьяк. Но в 60-61 году я в нашей дуэли его переиграл – и заслужил поездку на чемпионат мира в Чили в качестве основного вратаря. Более того, сам Яшин на тренерском собрании признался: " На сегодняшний день играть должен Володя – он готов лучше меня!" Это был поступок настоящего, искреннего мужика! Но на его слова тренеры не отреагировали – Качалин накормил меня обещаниями и в итоге поставил на ответственную игру в ворота Лёву. И этот поступок, как и предполагалось, имел неутешительные последствия – после этого турнира я впервые видел слёзы на глазах Яшина. Он рыдал, как ребёнок!
Борис Копейкин (футболист московского ЦСКА 1969-1977 гг.): Один матч против Яшина
- Льва Ивановича я практически не застал – приехал в Москву, когда он уже потихоньку заканчивал карьеру, – рассказывает Копейкин. – В 70-м, когда мы встречались с динамовцами в Ташкенте, он уже и на поле-то не выходил – сидел на лавочке, наблюдал за Пильгуем в "рамке". Но мне безумно приятно, что один матч против Яшина я всё-таки провёл – в 1969 году мы гостили у динамовцев и в воротах как раз играл Лев Иванович. Не надо было даже знать, что это за вратарь – стоило только послушать форму обращения партнёров к нему… "Лев Иваныч, я тут!" – со всем уважением окликали его защитники. Что уж тут говорить, авторитетом он был страшным – никто не пытался как-то пререкаться с ним! Но при этом Яшин был отцом для всей своей команды – в таком возрасте (а тогда ему уже было за сорок) он всегда следил за своими партнёрами, наставлял их. Эх, а мне-то довелось выйти на поле вместе с ним всего однажды… Хотя один тот матч против Яшина – уже огромная честь для меня!
Андрей Сухотин
Источник: www.rusfootball.info