Хочешь, не хочешь, а поверишь в потусторонние силы: как только в ЦСКА приходит тренер по имени Артур, так дела у армейцев начинают идти наперекосяк, и очень скоро этого специалиста просят удалиться.
Так было с Артуром Жорже, так случилось с одним из величайших футболистов мира, Белым Пеле, Артуром Коимброй, он же, Зико.
В связи с самым громким, после победы над Уэльсом, событием первой декады сентября, на память приходят несколько других громких фамилий. Их обладатели, блестящие в прошлом игроки, оставившие ярчайший след в истории футбола, перебравшись на тренерскую скамейку, так и не сумели адаптироваться в этой должности, и лишний раз подтвердили одно из двух игроцких правил: а) бывшие вратари не могут стать классными тренерами. И б) редко кто из "звезд" способен убить в себе футболиста и покорить мир в качестве наставника.
На ум сразу же приходит Марадона. Он мучается со сборной, и сборная Аргентины мучается с ним. Того гляди, еще и в Африку в следующем году не попадут, хотя это вряд ли. Другой пример, нынешний глава УЕФА, Мишель Платини. В начале девяностых он попрактиковался со сборной Франции, не преуспел, и вовремя соскочил на административную стезю.
Хотя, как и в любом правиле, случают исключения. Йохан Круифф и Франц Беккенбауэр – самые яркие примеры удачной тренерской абсорбции бывших гениальных футболистов. К ним можно добавить и Марио Загало, единственного человека на планете Земля, сумевшего трижды выиграть Кубок мира: дважды как игрок, и разок как тренер. Хотя с Загало все не так просто, в Бразилии до сих пор многие уверены, что сборная 1970 года – это в большей степени детище Жоана Салданьи, а заслуга Загало в том, что он не стал ломать каркас, выстроенный его предшественником.
От этого как раз пострадал Зико в Москве. То ли его задела стратегически грамотная фраза Валерия Газзаева о том, что он оставляет Белому Пеле не команду, а конфетку, вследствие чего самолюбивый бразилец решил сменить обертку и начинку, то ли такова судьба всех Артуров, заступающих на пост армейского клуб после Валерия Георгиевича, но факт остается фактом: Зико не справился.
Почему да как, это еще следует, как следует обкашлять. Может быть правы те, кто предрекал будущее и достаточно скорое фиаско знаменитого бразильца, пеняя на то, что в его тренерской карьере не было ничего такого, что могло бы привести его в один из самых известных российских футбольных клубов. А может быть, просто не срослось, мало ли в футбольном хозяйстве камушков, о которые легко не только колени разбить, но и буйну головушку сложить.
Предложу свою версию не успеха Зико.
Мне кажется, что сильнейшим клубам страны не эффективно приглашать тренеров с очень громким именем. Они, эти люди, как правило, за деньгами сильно не гонятся. Вернее, гонятся, но позволяют себе вести достаточно самостоятельно, так как над ними особо не каплет, и их примут в любой другом месте с распростертыми объятиями. Тот же Зико, он в Бразилии, да и не только там, символ, последний огурец без соли не доедает, и за следующее трудоустройство не сильно переживает. Отсюда и поведение его в ЦСКА: достаточно вольное, он позволял себе играть в угадывание состава, не ставить на игру тех, без кого никто себе газзаевский ЦСКА не представлял, душить легионера за улыбку, и все такое прочее. Перечить ему, как представляется, не сильно то и могли, вот она магия великого имени, Белый Пеле все –таки, не ком с бугра какой-то.
Не исключаю, что это была ошибка армейского руководства. Или не ошибка, возможно, это был выбор известнейшего бренда, как еще одно подтверждение европейских претензий. Мол, пусть Зико особо в тренерах не преуспел, с теми людьми, что оставил после себя Газзаев любой справится, а маркетинговые плюсы от упоминания имени клуба и имени главного тренера окупят любые шероховатости.
Отдаю должное Гинеру. Он еще раз доказал, что является жестким и эффективным боссом: сумел переступить через магию имени, и не допустил полного развала некогда отлаженной армейской машины.
О том, приживется ли Хуанде Рамос на взрывоопасном посту, не хочу загадывать. Вполне возможно, что да, приживется. За это говорят три обстоятельства. Первое: Хуан Рамос голоден до побед( возможно, и до денег), в Европе его акции подешевели после "шпор" и " сливочных", он хоть и числится в полку известных тренеров, но до когорты тренеров первой величины пока не дотягивает. А тут неплохой клуб, играющий в Лиге Чемпионов, с игроками российской сборной: с такими картами можно побороться за улыбку фортуны.
Второе: его работа в "Севилью". Игра клуба времен Рамоса до сих пор вспоминается с ностальгией по старым добрым футбольным временам, когда на поле не мучаются, но творят, и сами получают сумасшедший кайф от содеянного.
Ну и третье: не Артур он, в конце концов, а Хуанде. Можно ухмыляться по этому поводу, но знаете, обжегшись на молоке, хочется подуть на воду…
Игорь Литвак.
Порт-Артур для ЦСКА
Нет комментариев
Чтобы комментировать Зарегистрируйтесь, либо войдите на сайт