Матчи Скрыть

Город, сводящий с ума

Город, сводящий с умаПетербург всегда славился своей особой аурой. Это шло еще из литературных произведений XIX века. И в «Медном Всаднике» Пушкина, и в Гоголевской «Шинели», и, потом, в «Идиоте» Достоевского, и «Двенадцати» Блока – везде отражалось неуловимое сумасшествие города. Все это идет из глубины веков. И никуда не уходит. Все-таки тайна строительства города в совершенно не подходящем для жизни месте – в ней, наверное, скрыта разгадка странностей этого города.

Вот теперь и в футболе можно усмотреть отражение этого сумасшествия. В первую очередь это касается тренеров. Властимил Петржела, один из трех знаковых тренеров петербургского (именно петербургского) "Зенита" уже лечился в психиатрической клинике в Чехии. Он, конечно, был слишком заносчивым, и поэтому петербургская жизнь, и петербургская ИГРА так далеко его завела. Ему вскружила голову его петербургская карьера, когда он, чуть не выкинутый из "Зенита" уже через 2-3 месяца пребывания в нем, в одном сезоне завоевал серебряные медали (лучший результат для "Зенита" в его новейшей истории на тот момент), а также выиграл свой первый трофей в России (кубок Премьер-Лиги), трофей, так и оставшийся единственным для чешского наставника.

Все его игры в казино были лишь продолжением его футбольной игры. Ему казалось, что он великий тренер, потому что с мальчиками, которыми на самом деле были тогда футболисты Зенита (в серебряном сезоне средний возраст футболистов Зенита был 23 года, а в атаке вообще играли игроки молодежки – Аршавин и Кержаков) он добился очень многого. Но закрепить результат ему так и не удалось.

Сейчас очень странно вспоминать, что, придя в "Зенит", он начал с того, что постарался укрепить оборону. Именно в обороне он видел главные проблемы "Зенита". Он, как и многие другие специалисты знает, что команду нужно строить именно от защиты. Тогда в "Зенит" пришли сразу трое футболистов – опытный Мареш, и молодые Горак и Чонтофальски. И первый сезон Петржелы, если бы не дикий провал в одном матче – матче с "Динамо" в Москве(1-7), был очень не плох, если смотреть с точки зрения оборонительных действий. Но чем дальше, тем слабее играла оборона, тем больше стиль зенитовской игры менялся от контратакующего к сверхатакующему, и хотя вся Россия наслаждалась этим стилем, баланса в игре не было, и баланса не хватало именно в оборонительной части.

До Петржелы еще в 2000-м году, когда в Зенит пришел Юрий Андреевич Морозов, команду сильно лихорадило и он, сделал ставку на молодежь, контратакующую игру в стиле киевского "Динамо", которое некогда тренировал, после ухода из "Зенита" в начале 80-х. Морозов был носителем традиций ленинградского футбола, и именно он сделал ставку на молодых воспитанников футбольных школ города. И он тоже начинал от обороны. Тогда в 2000-2001-годах, команда хоть и старалась атаковать она играла довольно глубоко, и в выездных матчах зачастую играла в одного чистого форварда. Но чем дальше, тем более атакующей становилась схема "Зенита".

Дошло до того, что первые матчи сезона 2002 "Зенит" начинал с 4 нападающими в основе. Это был явный перебор, но проблемы со здоровьем вынудили тренера покинуть свой пост, и тогда его сменил его помощник, Михаил Бирюков, легендарный вратарь ленинградской команды. Он сразу же отрядил в оборону 7 человек, оставив одного полузащитника, а в атаку отрядив Кержакова и Аршавина. Некоторое время эта ставка работала, но потом началась чехарда с тренерами до прихода Петржелы.

После увольнения чешского наставника в клуб пришел известнейший специалист во всем мире – Дик Адвокат. Первое, что он хотел сделать – эта наладить игру в обороне. И у него это сразу же получилось, в первом своем сезоне в Петербурге адвокатовский Зенит пропустил лишь 16 мячей в 21 матче(лучший показатель в премьер-лиге в 2006 году). Да и в золотом сезоне 2007 года команда пропускала довольно мало (32 мяча при 54 забитых).

Проблемы начались в 2008. Конечно, отчасти они связаны с уходом защитника высочайшего класса – Мартина Шкртэла. Но, скорее всего это не была единственная причина переставшей играть оборонительной части команды. Все меньше в обороне играло защитников, и если в начале сезона на позиции левого защитника должен был действовать Ким, а на позиции третьего форварда – отрабатывающий в обороне Файзулин, то к концу сезона на их позициях играли Ширл и Данни, которые намного более направлены на созидание, нежели на разрушение, а от игры в два опорных, так хорошо работавшей в золотом сезоне, Адвокат перешел к игре с одним чистым опорником – Тимощуком и двумя центральными полузащитниками. Так, Зенит от контратакующей игры перешел к атакующей, а по первым матчам сезона 2009, кажется, что Зенит хочет играть сверхатакующе, потому что к линии атаки был добавлен еще один игрок – Игорь Семшов, и теперь схема Зенита намного больше напоминает не 4-3-2-1, с которыми прославился в России Адвокат, а 2-2-3-2-1, то есть два защитника, два опорных, три полузащитника (включая двух фланговых – Анюкова и Ширла), два фланговых форварда и один таранный. Это уже как минимум, перебор. Есть ощущение, что Адвоката поразила петербургская болезнь – болезнь атаки.
Возможно, единственный выход из такой ситуации – раз в несколько лет, вне зависимости от результата (как это сделал ЦСКА), менять тренера, чтобы новый наставник вновь вспоминал об обороне, и о том, что играть в 7 атакующих футболистов – чревато для любой команды. Впрочем, и менять тренеров каждые два-три года не самая лучшая практика…

Денис Гончаров

Поделиться новостью в Телеграмм Поделиться новостью во Вконтакте Поделиться новостью в WhatsApp
Публикация:
Нашли ошибку в статье?
Напечатать
| 46
  • Нравится
  • +180
  • Не нравится