Наконец-то стал полузащитником
- Как вы пришли в футбол?
- В футбол меня привели родители. В семилетнем возрасте я по знакомству пошел в школу "Спартака", где набор начинался только с восьми лет. В одну группу взяли ребят 70-го, 71-го и 72-го года рождения. Играть там было тяжело, в своей группе я был одним из самых младших, поэтому у меня мало что получалось. На следующий год попробовал свои силы среди сверстников в футбольной школе "Динамо", где стал играть под руководством Юрия Кузнецова.
- Но за основу "Динамо" поиграть не удалось. Что заставило покинуть клуб?
- За динамовский дубль я отыграл три с половиной года. Почувствовал, что готов дебютировать в чемпионате, поэтому согласился перейти на правах аренды в "Ростсельмаш", где приобрел необходимый опыт и вернулся совсем другим футболистом.
- Желание поиграть за основную команду "Динамо" было?
- По окончанию аренды я мог вернуться в "Динамо" и подписать новый контракт. Очень хотелось поработать с Бесковым, который тогда возглавил клуб, но у меня уже была семья - жена и дочь, поэтому мне нужны были определенные гарантии. В этот момент появилось выгодное предложение от "Локомотива".
- Как сложилось под руководством Юрия Семина?
- Я там получил неоценимый опыт. Юрий Семин определил меня в защиту, где я играл на различных позициях. В том сезоне я провел только восемь матчей, но почти все отыграл полностью и не познал горечи поражений с этим клубом. В итоге "Локомотив" впервые в истории финишировал на третьем месте в чемпионате России. Однако мне хотелось иметь больше игрового времени.
- Поэтому и состоялся переход в "Торпедо "?
- Да, этот клуб стал для меня родным. Причем брали меня как защитника, но в одном из спаррингов, сказалась нехватка центральных полузащитников, поэтому Валентин Иванов поставил меня играть в центре поля в паре с Сергеем Шустиковым. После того памятного матча, к моей радости, Валентин Козьмич сказал, что именно эта позиция - моя. История показательна, как молодым футболистам нелегко обрести свою позицию на поле, и как важно для тренера найти наилучшее применение сильным качествам игрока.
Капитан на трансфере
- Как возникла "командировка" в "Шинник"?
- В 97-м году, "Торпедо" возглавил Тарханов, вместе с ним в клуб пришла большая группа армейцев. В состав попадать не получалось, а сидеть в запасе не хотелось, поэтому меня отдали в аренду в Ярославль.
- Когда решили вернуться в "Торпедо"?
- После полутора лет в "Шиннике" у меня закончился контракт с клубом. Мне сразу захотелось вернуться в "Торпедо", которое является очень близким по духу. После моего возвращения, у нас было несколько хороших сезонов, в которых большая заслуга Виталия Шевченко .
- Почему в итоге "Торпедо" отказалось от ваших услуг?
- После того, как "Торпедо" заняло третье место, команде нужно было делать шаг вперед, в плане приобретения футболистов, и в организации клуба. Но произошло наоборот, "Торпедо" стало отдавать своих лидеров, причем руководство не пыталось их удержать. Я заметил признаки скорого падения команды и на правах капитана пытался донести их до руководства клуба. Вскоре меня выставили на трансфер. Руководство преподносило эту ситуацию, как обновление команды и ставку на молодых футболистов.
- Долго раздумывали переезжать в Пермь?
- Это был для меня серьезный шаг. Тогда мне было 32 года, и я думал, что завершу карьеру в "Торпедо". В итоге подписал двухлетний контракт с "Амкаром ", по истечению которого планировал "повесить бутсы на гвоздь".
Мечтал сыграть за сборную
- Контракт с "Амкаром" закончился, но завершать карьеру вы не стали?
- Я находился в хорошей игровой форме, и заканчивать карьеру в таком состоянии было бы неправильным шагом. Но я был самым возрастным игроком в команде, и клуб не стал предлагать мне новый контракт. Поэтому отправился в "Аланию", которую через три дня после подписания мною контракта отправили во второй дивизион.
- Легко согласились играть на таком уровне?
- Для заявки в Первый дивизион оставалось мало времени. Президент " Алании" Сергей Такоев уговорил остаться меня и других ребят. Оставил в силе условия наших действующих контрактов. Но вскоре он попал под домашний арест, и команда осталась фактически без денег. Это был очень тяжелый момент в моей карьере, пока меня не позвал Виталий Шевченко в "Терек". Однако в грозненском клубе ему надолго задержаться не удалось, поэтому я оказался точно в такой же ситуации, но в первом дивизионе.
- А как на ваше решение продолжить карьеру в "Алании" отреагировала семья?
- Семья меня всегда поддерживала, но во Владикавказ не переехала. Там вообще был довольно плотный календарь игр. Матчи проводились через четыре-пять дней. Тогда мы на автобусе изъездили весь российский юг. Играли на хороших и на дворовых стадионах.
- Опыт выступления в первом и втором дивизионе пригодился?
- В последний год своей карьеры я столкнулся со многими проблемами в этих дивизионах. Я увидел, сколько молодых и способных футболистов, с которыми нужно работать, там играют. Я знаю, что необходимо сделать, чтобы низшие дивизионы стали по-настоящему хорошей школой для молодых игроков.
- Какой год для вас самым лучшим?
- Конечно, самых больших успехов я добился с "Торпедо", но лучшим считаю 97-й год в Ярославле. Тем летом, когда я пришел в "Шинник", клуб занимал 14-е место, но смог финишировать на 4-м. В этом сезоне я играл на позиции атакующего полузащитника: забивал и отдавал голевые передачи.
- Какой сезон вы бы хотели забыть?
- Такого сезона нет. Даже когда я оказался во втором дивизионе во Владикавказе, для меня это был полезный опыт. Интересный город, преданные болельщики. Владикавказ вообще можно назвать кавказской Бразилией. Меня всегда расстраивало только то, что часто люди, работающие в футбольных структурах, непрофессионально относятся к своему делу.
- Что не получилось сделать в футбольной карьере?
- Каждый футболист в своей жизни мечтает сыграть за сборную. У меня такого матча не было. Ещё хотелось бы сыграть больше матчей в еврокубках. Почти каждый сезон мы участвовали в них, но вылетали на ранних стадиях. Тогда у российского чемпионата был низкий рейтинг УЕФА, даже заняв четвертое место приходилось участвовать в Кубке Интертото.
- Ваш рекорд по числу забитых пенальти подряд побил только Дмитрий Кириченко. Как отрабатывали одиннадцатиметровые удары?
- Пробивать пенальти я начал в "Шиннике". Каждый футболист обычно сам решает, как он реализует этот элемент игры. Мне же помогло общение с Давидом Кипиани , который тогда работал главным тренером.
Футболист и филолог
- Как вы сейчас воспринимаете футбол?
- Иногда хочется посмотреть на футбол глазами болельщика - просто получить удовольствие от игры. Но это невозможно - сразу начинаешь анализировать происходящие на поле.
- Согласитесь, редко встретишь спортсмена с филологическим образованием. Почему выбрали именно эту специальность?
- В спорте не предугадаешь. После спортшколы у меня не было предложений и нужно было определяться с дальнейшим образованием. Думал, с футболом уже ничего не получится. И вдруг позвонил Николай Гонтарь, который пригласил меня в дубль "Динамо".
- Во время учебы, не было ли желания бросить футбол или наоборот бросить учебу?
- Нет. Я даже учился на дневном отделении. Хотя, предлагали перевестись на вечернее, чтобы больше времени уделять футболу. Всегда были люди, которые помогали. Например, профессор Владимир Агеносов , который договорился, чтобы я сдал летнюю сессию в ростовском университете потому, что я тогда не мог выбраться в Москву.
- Конечно, образование помогает по жизни?
- Очень. Образование пригодилось, когда у меня был комментаторский опыт.
Владислав Усачёв