Нетрадиционный цвет формы стал едва ли не главной темой для разговоров спартаковских болельщиков накануне встречи их клуба с красно-белым «Аяксом» в 1/8 финала Лиги Европы. Теперь, когда черная экпировка принесла «Спартаку» успех в Амстердаме, впору задуматься, не стоит ли прибегнуть к ней и в ответной встрече. Тем более, что использование чужих цветов чаще приносило красно-белым удачу, чем наоборот, – спартаковцы добивались успеха в пяти из семи еврокубковых матчей, в которых выходили на поле в непривычной форме.
Любопытно, что первые два таких случая были связаны с форс-мажорными ситуация-ми. Осенью 1984 года спартаковцы вышли на проходивший в Тбилиси матч Кубка УЕФА против немецкого «Кельна» в форме местных динамовцев – белых футболках и синих тру-сах. Дело в том, что право выбора формы в международных встречах в те времена принад-лежало не хозяевам, а гостям, и представители немецкой команды остановились на красном варианте. По какому-то недоразумению в традиционной экипировке с красными футболками прибыли на стадион и спартаковцы. Когда проблема была обнаружена, администратору «Спартака» Александру Хаджи пришлось срочно ехать на базу тбилисского «Динамо», где ему удалось раздобыть форму этой команды. В спартаковском фольклоре сохранилось предание, согласно которому Константин Иванович Бесков сообщил удивленным игрокам, что «Кельн» они должны обыгрывать в любой форме. Букву «Д» на футболках, правда, успели наспех замаскировать, а немецкий клуб действительно оказался повержен «Спартаком» со счетом 1:0.
Похожая ситуация возникла с москвичами и в 1988 году в Белфасте, куда красно-белые прибыли на матч Кубка Чемпионов с местным «Глентораном». Причина возникновения проблемы тогда оказалось еще более прозаичной, а решать ее принялись загодя. Багаж с формой «Спартака» застрял где-то по пути в Северную Ирландию, и все тот же Александр Хаджи отправился за новой экипировкой в один из спортивных магазинов Белфаста. Его владелец, узнав, кто именно пожаловал к нему в гости, согласился подарить «Спартаку» комплект формы, если его игроки на пару часов заглянут в магазин для раздачи автографов и фотосессии с болельщиками. Так и сделали, но сыграть против «Гленторана» москвичам все равно пришлось в непривычных футболках в красно-черную шашечку. Ничья 1:1 в Белфасте после домашней победы обеспечила «Спартаку» проход в следующий раунд Кубка Чемпионов.
Премьера следующей необычной формы красно-белых состоялась в этом турнире, ко-гда он уже назывался Лигой Чемпионов – в 1993 году, и снова во время европейских гастро-лей.
Поскольку футбольный клуб «Монако» традиционно выступает в футболках, равномер-но сочетавших красный и белый цвета, спартаковцы не могли выйти на матч ни в домашнем, ни в выездном варианте своей экипировки. Тогда Adidas предоставил москвичам синий комплект формы с белыми вставками. Эта цветовая гамма не только изрядно удивила спартаковских болельщиков, наблюдавших за трансляцией матча из Монте-Карло, но и в отличие от тбилисского случая девятилетней давности не принесла красно-белым успеха – «Спартак» потерпел сокрушительное поражение 1:4. Отметим, что московский матч, в котором «Спартак» сыграл в традиционной форме, завершился нулевой ничьей.
Следующее вынужденное использование неродных цветов, необходимость в котором возникла весной 1998 года, тоже вроде бы не сулило москвичам ничего хорошего. «Аякс», ради контраста с которым в четвертьфинальном матче Кубка УЕФА красно-белым требова-лось переодеться в другие цвета, тогда считался одним из грандов европейского футбола. На предматчевом совещании в Амстердаме спартаковцы предложили представителям УЕФА два варианта формы: полностью красный и тот, что в итоге вошел в историю клуба как сим-вол одной из самых ярких его побед. Из-за полосатых бордово-черных футболок и черных трусов злые языки начали сравнивать «Спартак» с нижегородским «Локомотивом», однако встречи с «Аяксом» доказали, что красно-белые, пусть и изменившие временно своим цве-там, скорее заслуживают сравнения с «Миланом», также выступающим в похожей форме.
Победа со счетом 3:1 в Амстердаме была столь впечатляющей, что, видимо, из сообра-жений фарта, спартаковцы облачились в счастливую форму и в ответном матче в Москве, великодушно позволив «Аяксу» сыграть в привычной раскраске. Возможно, это решение было принято непосредственно тренером москвичей Олегом Романцевым, известным своей суеверностью, особенно в вопросах, касающихся одежды. Памятен случай, когда летом 1999 года Олег Иванович, несмотря на московскую жару, пришел на матч со сборной Исландии в том самом пальто, которым несколькими днями ранее укрывался от парижского дождя во время победного для нашей команды матча с французами на «Стад де Франс».
Разница в погоде между амстердамским и московским встречами с «Аяксом» была не менее серьезной, однако бордово-черная форма оказалась для подопечных Олега Романцева счастливой и на мартовском московском морозце. «Спартак» обыграл «Аякс» 1:0 и вышел в полуфинал Кубка УЕФА. После этого матча из лагеря спартаковских болельщиков даже по-слышались голоса, призывавшие играть в еврокубках только в этой форме, однако на обе полуфинальные встречи с «Интером» красно-белые вышли в экипировке традиционной рас-краски. Возможно, просто решили не дразнить сине-черных цветами их заклятого соперника «Милана». Впрочем, из-за формы или нет, но «Интеру» «Спартак» дважды проиграл.
Наконец, в последний до нынешнего сезона, шестой, раз, красно-белые были вынужде-ны изменить своим цветам в феврале 2001 года в выездном матче второго группового этапа Лиги Чемпионов против лондонского «Арсенала». Adidas, в то время еще являвшийся техническим спонсором команды, почему-то не стал вспоминать о собственной амстердамской коллекции трехлетней давности, и одел спартаковцев в черную форму с широкой белой полосой по линии плеч. Увы, новинка не принесла москвичам удачи – «Спартак» сыграл не лучший матч и уступил лондонцам 0:1. А тренеры команды после матча посетовали на то, что первые десять минут матча их игроки по привычке отдавали мяч красно-белым соперникам, а не черно-белым партнерам. Поражение в Лондоне было особенно обидным после московского разгрома канониров со счетом 4:1.
Несмотря на неудачу в игре с «Арсеналом» в последние годы черный укрепился в каче-стве основного дополнительного цвета в клубной гамме «Спартака». Если перед участием в еврокубках обнародовался третий вариант формы красно-белых, то он непременно был чер-ного цвета. Именно к такой экипировке москвичам пришлось прибегнуть, когда тринадцать лет спустя после первой встречи турнирная судьба вновь свела их с амстердамским «Аяк-сом» – на сей раз в 1/8 финала Лиги Европы. Воспоминания об этом матче еще слишком свежи в памяти, чтобы пересказывать его перипетии. Несмотря на огромное количество мо-ментов у своих ворот «Спартак» добился тяжелой гостевой победы 1:0.
Главный тренер мо-сквичей Валерий Карпин после игры отрицательно отреагировал на предложение журнали-стов сыграть в черной экипировке и в ответном матче: «вряд ли мы победили из-за формы», – отметил наставник. История действительно показывает, что «Спартаку», похоже, все рав-но, в какой форме обыгрывать «Аякс». Будем надеяться, что москвичи справятся с этой зада-чей и в одеждах традиционных красно-белых цветов. А неожиданные, но обязательно счаст-ливые премьеры новых коллекций оставят на будущее.
Чукаев Павел
Фото: Reuters
-
Красно-белый не всегда, или Разноцветные приключения «Спартака»
Нет комментариев
Чтобы комментировать Зарегистрируйтесь, либо войдите на сайт