В среду на 67-м году жизни в Москве после тяжёлой, продолжительной болезни не стало Игоря Уткина, замечательного фотомастера, мэтра российского спортивного фотоцеха, долгие годы проработавшего в фотохронике ИТАР-ТАСС.
Родился 15 февраля 1942 года в Москве. Отец - Уткин Владимир Георгиевич (1913-1945). Мать - Снимщикова Мария Алексеевна (1917-1965). Супруга - Уткина (Переди) Габриэлла (1947 г. рожд.). Сын - Уткин Андрей Игоревич (1973 г. рожд.), окончил экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова и аспирантуру в Нью-Йорке. Дочь - Уткина Габриэлла Игоревна (1978 г. рожд.), по профессии - социолог.
Отец И.В. Уткина до войны работал в минздраве. Игорь знал его только по маминым рассказам. В годы войны он ушел на фронт и погиб в районе Шорокшар города Будапешта. (Спустя много лет Игорь Уткин женится на девушке, рожденной в километре от этого города.) На память об отце осталась только переснятая похоронка. Мама продолжала ждать его всю жизнь... Не верила, что погиб.
Первые детские воспоминания Игоря - о том, как помогал бабушке-дворнику колоть зимой лед. Потом - хлеб с вареньем и прогулки по арбатским дворикам. Дворовая шпана, которой хватало в послевоенном городе, его не трогала. Наоборот, защищала. Его мама, по профессии врач, оказывала медицинскую помощь соседям, с которыми у нее сложились дружеские отношения. Марию Алексеевну все уважали, и уважение это распространялось на всю семью.
Именно мама подарила Игорю первый фотоаппарат - "Зенит": будто чувствовала, что дарит судьбу. Сын никогда не просил ее об этом, не говорил, что хочет снимать. Как все арбатские мальчишки, он целыми днями пропадал во дворе. "Дворяне" с Арбата почти все поголовно занимались спортом. Игорь стал перворазрядником по баскетболу и футболу, чемпионом России по велосипедному спорту, автогонщиком. Занимался, кажется, всеми видами спорта сразу, а вот в школе учился неважно.
После школы 4 года он прослужил в Военно-Морском Флоте радиометристом на корабле. Именно во флоте он выработал принцип - рассчитывать в жизни надо только на себя.
Вернувшись на "гражданку", работал чертежником-конструктором. Затем устроился в Агентство печати Новости. И вдруг... Скромный лаборант Игорь Уткин выигрывает Гран-при конкурса в Амстердаме, организованного World Press Photo в жанре спортивной фотографии, - полторы тысячи долларов. Такова на тот момент была цена квартиры в столице... Однако денег этих Игорь Уткин не увидел: их перечислили в фонд помощи братскому народу Вьетнама. Ну а золотую медаль забрала себе в коллекцию главный редактор журнала "Советское фото". От той, первой из многочисленных премий остался только "золотой" триптих: съемка волейболиста, за три доли секунды приготовившегося и отбившего подачу. Впрочем, наверное, это и есть - главное.
Трудно поверить, но никакого образования, кроме Института журналистского мастерства (нечто вроде курсов повышения квалификации) у Уткина не было. Но научить писать и снимать, если это не заложено свыше, невозможно. Точнее, можно набить руку (таких фотографов называют "щелкунчики"), но воспитать мастера без дарования - нельзя, а коли дано, непременно реализуется без школ и институтов.
Судьба, так считал Игорь Уткин, вела его по жизни. И похоже, дала ему немало, не раз спасала. Во время командировки в Афганистан по причине теплого приема и дружеского застолья пропустил съемку - на ее месте прогремел сильнейший взрыв. Перед велогонкой мира в 1986 году в Киеве повздорил с редактором - не попал под чернобыльские события...
После победы на World Press Photo Уткина сразу произвели в фотокорреспонденты, и после 11 лет работы в АПН он перешел в ТАСС.
За это время он завоевал более 150 фотонаград. Между прочим коллеги считали его сложным человеком, потому и 95 процентов наград он выигрывал за рубежом. Зато среди бильдредакторов Уткин слывет трудоголиком и человеком обязательным, никогда не спрашивал, сколько заплатят за снимок, потому что считал, что свое имя, на которое сознательно, как честолюбивый человек, работает всю жизнь, потерять можно очень быстро.
Игорю Уткину неоднократно предлагали постоянную работу, гражданство и хорошую зарплату в десятке стран, включая США. Однажды в Штатах он снял американский футбол (видя игру впервые в жизни) так, что ему с ходу предложили астрономический контракт в газете "Вашингтон пост". Но уезжать Игорь Владимирович никуда не собирался. Слово "русский" для него было важнее всех остальных понятий. Может, поэтому он и снимал спорт, что это одна из тех областей, которой всегда гордилась наша страна.
Так, как снимал Уткин, не мог снять никто. Даже теперь, когда все делает техника - любой дилетант может получить приличный кадр. Он и сам знал, что у него нет конкурентов. Такие, как он, - "штучный товар". Только он мог на крупнейших соревнованиях выдержать жесточайшую конкуренцию с ведущими информационными агентствами, присылающими на главное спортивное событие по полторы тысячи репортеров. От ТАССа - Уткин, который успевал все и делал такие кадры, которые нарасхват во всех изданиях.
Он всегда предпочитал работать в одиночку. Потому что не любит, когда кто-то ходит по пятам, высматривая, что он снимает, и пытаясь фотографировать с той же точки. Порой даже капюшон на голову накидывал, чтобы никто и ничто не отвлекало.
Западный репортер может потратить за один тайм пленок пятнадцать, а Уткин мог - одну-две. Да еще выслушать потом на работе вечное ворчание, что репортеры тратят много пленки...
Игорь Владимирович считал, что у него нет права иметь личных пристрастий, болеть за команду: фотохудожник, репортер должен быть объективным. И потому он болел за личностей. Многолетняя дружба с вратарем Яшиным, баскетболистом Беловым, хоккеистом Мальцевым... Личностей он снимал так, что и писать о них ничего не нужно, хотя, конечно, отношения с ними складывались разные.
"Есть люди, которые иногда мне подыгрывают, как, например, биатлонист, четырехкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов. Есть суеверные: если я снимал, а они проиграли - все, больше не подходи! А если команда выиграла, значит, я уже вроде талисмана для них - сами зовут..."
Как-то ему довелось снимать Константина Ивановича Бескова, человека очень флегматичного. В кои-то веки удалось ему поймать великого тренера разгоряченным, размахивающим руками, на всплеске эмоций. Разозлился Бесков тогда жутко: "Ты меня покажи в пиджаке и при галстуке, а не так!" С тех пор, как видел его, кричал: "Уберите Уткина с поля!" И в команду на тренировки не пускал...
"Михаил Таль - прекрасный был объект для нашего брата - строил во время игры рожи... И урок мне преподал, когда я его первый раз прямо в лоб устроился фотографировать. Молодой был, не понимал, как это действует. Таль смотрел на меня минут пять, а время идет - надо играть, позвал кого-то и сказал: уберите репортера! Потом, представьте, подошел и извинился - я, говорит, нахамил, но прошу в другой раз снимать так, чтобы я вас не видел..."
Любимый уткинский жанр - очерк. Он был убежден, что только в серии можно раскрыть человека. И остановить стремительное время, зафиксировать для истории. "Когда я снимаю очерк, я чувствую себя повелителем, режиссером, - говорит Игорь Владимирович, - а на соревнованиях, делая репортаж, никогда не делаю автоматических кадров. Жду, как охотник, когда настанет мой момент".
...Тот, кто снимает спорт, может снять абсолютно все. В спорте фотографам больше всего мешают: редко удается пройти туда, куда хочешь. Здесь нужно "играть на опережение": все мимолетно, каждое событие - доля секунды, его надо предугадать. Поэтому в спорте надо быть охотником или снайпером... Чтобы нажать на спуск в тот самый момент, когда мяч влетает в ворота, когда на лице героя - вкус только что обретенной победы, первая горечь поражения...
Игорь Уткин знал, пожалуй, всех ведущих мастеров в любом виде состязаний. Когда он приходил на соревнования, то примерно знал, кто должен победить, и, естественно, старался побольше снять будущего чемпиона. Но спорт тем и прекрасен, что непредсказуем. Тут никакой опыт и знания не помогут, и даже такому мастеру, как Уткин, доводилось ошибаться: наводил объектив на одного, а побеждал другой... Приходилось потом отлавливать победителя и, если возможно, "реконструировать" событие. Например, в его коллекции есть снимок, который получил 8 медалей за рубежом, в том числе и на World Press Photo, - вратарь-хоккеист в прыжке. А дело было так. Уткин снимал чемпионат по хоккею на траве. Был момент, который вроде бы попал на пленку, но оказалось - не получилось. Пришлось потом упрашивать вратаря на тренировке повторить "дубль". В результате тот напрыгал на... восемь пленок.
Слово "гений" слишком часто упоминают всуе. Но слово "мастер" - ничуть не хуже. А главное, сказано точно про Игоря Уткина, лучшего спортивного фотографа страны. А может быть, и мира...
И.В. Уткин - обладатель трех "Золотых глаз" Международной фотовыставки World Press Photo в Голландии, дважды чемпион мира среди спортивных фотографов, лучший спортивный фотограф России (2000-2002). Он награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени (1998) и медалью "В память 850-летия Москвы" (1997). Удостоен премии Союза журналистов СССР (1980).
Игорь Владимирович - человек, который не был лишен честолюбия. Он был убежден, что еще не сказал последнего слова в фотоискусстве, и его последние работы подтверждали это. И еще И.В. Уткин мечтал о преемнике, но о таком, кто, как и он сам, любит и спорт, и фотографию, а не деньги. Только ему он был готов раскрыть все свои профессиональные секреты и в конечном итоге передать свой уникальный фотоархив. К сожалению такого человека он встретить не успел...
Игорь Уткин считал, что мужчине для счастья нужны всего две вещи: работа, в которой ты лучше всех делаешь то, что дано тебе свыше, и семья. С супругой, венгеркой Габриэллой Переди, филологом по образованию, они были вместе более трёх с половиной десятков лет. Правда, поначалу пришлось пойти на обман. Игорь клятвенно пообещал невесте, что жить они будут в Венгрии, но слова своего не сдержал и увёз супругу в Москву. Однако в Венгрии, на родине супруги, надо отдать должное, они бывали регулярно.
Всего десять дней назад ему исполнилось 67...
По материалам СМИ
Фото: РИА Новости, Фото из архива семьи И.В.Уткина